Триггер: комментарий психолога о сериале

Меня просили сделать пост про этот сериал, так что вот. Сразу скажу: это надо смотреть.

Когда я ещё не смотрела, и мне рассказали про сюжет, я подумала, что в сериале тема про психопатию психолога и про потребность во власти, которую психолог удовлетворяет за счёт клиента. В общем, что сериал про темную сторону профессии психолога, про «демонов».

Пожалуй, так и есть, впечатление со слов других людей в чём-то совпало.

Постер сериала Триггер, взято из Википедии

О чем сериал для меня?

Это мужской сериал, он о мужественности.
О кризисе мужественности, который переживают современные мужчины.
О потребности в доминировании и власти, которая не удовлетворена у большинства современных людей.
Одна из форм власти над ситуацией и людьми — это контроль рационализация.

В фильме есть и про героизм, и про инициацию и про главные мужские мифы.
Разберём:

Отсутсвие контакта с женщиной

Уже после первой серии мне было понятно, что с матерью героя что-то связано.
И вообще со всеми женскими персонажами сериала у героя только конфликты. Которые, как ему кажется, он разрешает. Но нет. Боль современных мужчин: как понять женщину, как вообще любить этих женщин?

Отношения с женщинами, понимание женщин — это тоже этап взросления и инициации мужчины. Проходит ли его герой? То, как заканчивается фильм, оставляет надежду, что связь с Анимой возникнет. Тем более, что преодоление отца так и не произошло.

Конкуренция с отцом

Этот этап, по Фрейду, мальчики проходят лет в 13-15, соперничая с отцом за любовь к матери и взрослея, выбирая собственный путь. И да, это подростковый путь и протестное, маргинальное поведение, адресованное отцу.
В фильме про это есть сцена, когда герой фильма прервал психотерапевтическую сессию отца и «решил проблему клиента» за минуту, из-за чего клиент прервал терапию.
Герой создаёт авторский метод, чтобы превзойти отца на профессиональном уровне, при этом выбирая ТУ ЖЕ профессию, что и отец, продолжая его дело. И весь фильм строится на теме профессиональной конкуренции отца и сына.

Эффективность метода

Жизнь не поддаётся контролю, даже если логическая цепочка причин и следствий будет идеальной, найден тот самый триггер, который активизирует реакции, чтобы создать новую цепочку событий и выводов.
Но даже если здесь и сейчас возникнет этот инсайт, и клиент все поймёт, откуда возьмётся новый опыт? Ведь тот яркий опыт во время провокационной терапии надо ещё удержать в сознании! А психика будет стремиться как раз избавиться от стрессовых воспоминаний.

Поэтому метод неэффективен. И в самом сериале об этом постоянно и прямо говорится:
* На комиссии, о том, что важно учитывать личность психолога
*В сомнениях, которые озвучивает Герой: «я в ней ошибся»
*словами: «моя задача помочь вам решить проблему». Ни слова о причинах проблемы и всей предыстории ее возникновения.

По сути такой экспресс-метод снимает симптомы, конкретно те, с которыми клиент пришёл. Это может быть действительно эффективно, если проработана связь симптомов с гораздо более глубокими переживаниями- даже не с травмой или пережитыми чувствами. Важно установить связь с глубинными архетипами, с общечеловеческими ценностями, выйти за рамки конкуренции или я/ или меня, чтобы инсайт «прижился». Иногда, кстати это происходит в фильме, но скорей случайно.
Зависимость же результата работы от личности психолога попросту делает результат невоспроизводимым при том же анамнезе, а значит метод перестаёт быть научным.
Символично, что на комиссии защищает героя женщина, материнская фигура. (Анима?)

Мужской миф о Боге-отце

Это, пожалуй, самая глубинная тема, затронутая в сериале, которая и делает сериал таким интересным.
Кстати, на мой взгляд, тема преодоления отца это больше западный миф, уходящий корнями в античную философию и мифологию. В славянской культуре путь мужчины-Героя обязательно подразумевает взаимодействие с женским началом, с Анимой.
Анима- это то, что герой сериала не может контролировать, но пытается подчинить через Анимус, мужское начало.

Статуя в Ватикане «Зевс с детьми»

Миф о Боге-Отце в античной философии — это триада богов-отцов: Уран-Кронос-Зевс

Эти боги, особенно Зевс и отражающие теневую сторону Посейдон (страсть, стихия) и Гадес (бессознальные поведенческие модели) символизируют современный архетип альфа-доминантного, имеющего власть мужчины- патриарха.

Отцы-боги испытывали враждебность по отношению к своим детям, а взросление сына и его переход к ресурсному, статусному, властному состоянию, не обходились без «убийства» отца.

Сын первого властителя мира, земли и неба Урана, Кронос, отправил своего отца в Тартар. Кстати, из мотивации защитить мать, Гею.
Уран предсказал сыну, что тот будет свергнут одним из своих детей, поэтому Кронос проглатывал своих детей после рождения одного за другим. Но однажды Рея, жена Кроноса и мать его детей, подала ему вместо ребёнка, Зевса, камень. И вскоре Зевс, сын Кроноса, оскопил отца и тоже отправил его в Тартар навечно.
Как видим, материнская фигура везде была ключевой в конфликте отца и сына.

«Проглотил» ли своего сына отец в фильме Триггер, или же у героя остаётся шанс на собственное мужество и царство — думаю, увидим в следующих сезонах.
Если вернуться к славянской мифологии и архетипам, то шансов на освобождение «Василисы-Анимы» (жена героя Даша) из чертогов укравшего ее Кощея (отец героя) у героя- Иванушки совсем мало.

Абстрагируясь от шаблонных предоставлений о психологической работе, от скомканных побочных сюжетных веток,
сериал действительно стоит посмотреть.
Я рекомендую

Ещё на тему: Три главных мужских патриархальных мифа

ваш реалистичный психолог
© Эвелина Гаевская
Блог Эвелины Гаевской
ПРЯМЫЕ ЭФИРЫ ИНСТАГРАМ КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ
ЯндексДзен
Соцсети и контакты
Расписание и анонсы
Архив публикаций 2018 2017 2016 2014 2012 2011 2010

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

%d такие блоггеры, как: